Биографическое интервью (Т.В.Андреева)

Шкалы: происхождение, профессиональное и дополнительное развитие

Назначение теста

Исследование творческого становления

Описание теста

Разработан для исследования творческого становления архитекторов. Использовался для опроса проектировщиков, реставраторов, научных сотруд¬ников, преподавателей, имеющих специальность «Архитектура» в возрасте от 25 до 60 лет. Выборка составила 100 человек обоего пола. Может использовать¬ся как биографическая анкета, но лучше проводить в виде интервью: при этом удается собрать более полные сведения (Андреева Т. В., 1989).

Инструкция к тесту

Ответьте на следующие вопросы

Тест

1.  Год, место рождения, место жительства до поступления в вуз.
2.  Профессии родителей.
3.  Профессии деда, прадеда (имели ли какое-либо отношение к искусству, строительству, различным ремеслам?).
4.  Профессии родственников (дядей, теток, кузенов и т. д.) — имела ли от¬ношение к архитектуре, строительству, ремеслам, искусству деятельность тех родственников, с которыми приходилось общаться в детстве и юно¬сти? В частности, приходилось ли в детстве наблюдать работу с различ¬ными инструментами — по дереву, по металлу и т. п.?
5. Увлечения (хобби) в семье, занятия в свободное время: хобби отца, ма¬тери. Дополнительный вопрос: занимались ли члены семьи или другие родственники живописью, рисованием, рукоделием, конструировани¬ем, фотографией, музыкой, спортом и др.?
6.  Планы в семье относительно вашей будущей профессии: какие и в ка¬ком возрасте?
7.  Отношение к избираемой вами профессии (у родителей, друзей).
8. Чему учили в семье: знаниям, навыкам, умениям, иностранным язы-кам, прочее (языки, спорт)?
9.  Были ли попытки у родителей или родственников чем-то заинтересо-вать вас (например, любительской фотографией, спортом, игрой на му-зыкальных инструментах и т. д.)?
10. Ваше отношение к тому, чему учили в семье.
11.  Ваша успеваемость в школе:
□  в 1—4-м классах;
□  в 5—8-м классах;
□  в 9—11-м классах.

12.  Каковы ваши любимые и нелюбимые предметы?
13.  Какие предметы вам давались легче, какие тяжелее?
14. Дополнительное обучение (кружки, спецшколы, дополнительное инди¬видуальное обучение):
□  до школы;
□   1—4-е классы;
□  5-10-е классы (укажите возраст, в котором занимались в спецшко-лах, кружках и т. д.).

15. Чем вам приходилось заниматься в свободное от учебы время (перечис¬лите любые виды увлечений, включая спортивные игры)?
□  в дошкольном возрасте;
□  в 1—4-м классах;
□  в 5-8-м классах;
□  в 9—11-м классах.

16.  Читали ли вы книги, журналы по искусству, архитектуре, технике и т. д.?
17.  Вспомните, признавали ли вас способным в каком-либо виде деятель¬ности в школе, семье, кружках?
18.  Пытались ли вы поступать в художественные или иные школы и насколь¬ко успешно? Кто посоветовал?
19.  Были ли у вас какие-нибудь интересные случаи, повлиявшие на выбор профессии?
20.  Считаете ли вы, что на выбор профессии могла повлиять архитектура тех городов, в которых вы жили?
21.  Какие города и местности вам приходилось видеть в детстве и юности?
□  до школы;
□  в 1 —4-м классах;
□  в 5—8-м классах;
□  в 9—10-м (11) классах.

22.  Ваши планы относительно будущей профессии:
□  до школы:
□  в 1—4-м классах;
□  в 5—8-м классах;
□  в 9— 10-м классах.

23.  По окончании школы — планы, мотивы, повлиял ли кто-нибудь на ваш выбор. Мнение родителей, учителей, друзей о выбранной профессии.
24.  Подготовка к поступлению в вуз: велась ли специально, в чем заключа¬лась, где (в каком учреждении).
25. Успешность вашего поступления — примерно какие оценки за общеоб¬разовательные и специальные предметы.
26. Для тех, кто поступил не сразу или не поступал:
где вы работали и в течение какого времени? Мотивы дальнейших по-пыток поступить в институт.
27.  Если вы поступили сначала не на архитектурный факультет, напишите, пожалуйста, как долго и где вы учились, мотивы и обстоятельства пере¬хода на архитектурный факультет.

Учеба в вузе:
28.  Успешность обучения — какие предметы давались вам легче, какие труд¬нее.
29.  Какими предметами вы больше увлекались:
□  на 1, 2-м курсах
□  на 3—6-м курсах.

30.  Сколько времени приходилось вам тратить на архитектурное проекти¬рование (примерное количество часов в день).
31.  Увлечения помимо занятий (рисование, фото, спорт и т. д.).
32. Авторитеты в области мировой архитектуры: нравящийся стиль, направ¬ление стиля, любимые архитекторы. Стремились ли вы подражать воль¬но или невольно каким-то эталонам архитектуры?
33.  Были ли у вас любимые преподаватели в институте и если были, то кто именно?
34.  Кого из студентов вы считали наиболее способным к архитектурному проектированию и к рисунку?
35.  Поездки в студенческие годы: какие города и местности довелось вам увидеть?
36.  Успешность окончания института. Диплом: тема, оценка, приблизитель¬ный ранг по распределению.
37.  Распределение: в какую организацию, мотивы выбора места работы.
38.  В каких организациях и в какие годы довелось работать, мотивы пере¬ходов с одного места работы на другое.
39.  Проекты: какие и где (в каких городах). Есть ли у вас осуществленные строительством проекты?

Обработка и интерпретация результатов теста

1.  Анализ происхождения — родительские семьи, семьи прародителей. В процентном отношении — кто повлиял на выбор кружков, школ, института. Происхождение, условия развития в семьях анализировалось также по класте¬рам, выделенным первоначально на основе кластерного анализа ценностей-целей.

2. Анализ дополнительного развития — подсчет обобщенных категорий «на¬правлений развития»: например, если за весь период детства и юности респон¬дент учился в кружках и секциях только изобразительному искусству и играл в волейбол — это расценивается как два направления. Учеба в музыкальной и художественной школе, английскому языку, хореографии в кружках, фигур¬ному катанию и гимнастике в секциях расценивается как пять направлений развития (последние две секции расцениваются как одно — спортивное — на-правление).

3.  Качественный анализ данных по мотивам выбора профессии, влиянию школ, родственников, друзей на профессиональное становление (в процент¬ном отношении).

4.  Описание по кластерам (типам направленности интересов) успешности учебы, окончания института, числу проектов, их осуществлению на практике, победах на конкурсах по проектированию представителей различных типов направленности интересов.

Источники

Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2006, с.431-434.

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0