Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина)

Шкалы: ориентация на личные интересы, ориентация на взаимодействие, маргинальная ориентация

Назначение теста

Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.

Инструкция к тесту

Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас. Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним – свой ответ в буквенной форме.

Тест

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
1. Обойду, не потревожив.
2. Отодвину и пройду.
3. Смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
1. Ничего, какое мое дело?
2. Не знаю, как сложатся обстоятельства.
3. Подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
1. Тороплюсь в школу (на работу).
2. Если попросят о помощи, не откажу.
3. Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
1. Предложу свою помощь.
2. Не вмешиваюсь в чужую жизнь.
3. Если попросят, я, конечно, помогу.
5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?
1. Выражаю сожаление, конечно.
2. Оборачиваюсь, предлагаю уступить..
3. Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.
6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?
1. Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами.
2. Ничего, жизнь вообще несправедлива.
3. Вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?
1. Они мои, раз я их нашел.
2. Завтра спрошу, кто потерял.
3. Может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
1. На шпаргалки, конечно, или на везенье.
2. На усталость экзаменатора – авось пропустит.
3. На себя самого, свои знания.
9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?
1. Найду что-нибудь рядом с домом.
2. Поищу высокооплачиваемую работу.
3. Выбирать стану творческую работу.
10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?
1. Неизвестные красоты нашей страны.
2. Экзотические страны.
3. Богатые страны.
11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?
1. Поболтаюсь немного, потом видно будет.
2. Ухожу домой, конечно.
3. Присоединюсь к кому-нибудь.
12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
1. Соглашаюсь с благодарностью.
2. Сначала узнаю, сколько было таких случаев.
3. Отказываюсь решительно.
13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?
1. Забываю про него, вспомню, если скажут.
2. Выполняю, разумеется.
3. Ищу причины, чтобы дать отказ.
14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?
1. Да, непременно – всем друзьям и знакомым.
2. Не знаю, скажу, если случай подвернется.
3. Нет, пусть каждый живет, как хочет.
15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?
1. Прошу поручить мне.
2. Жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру.
3. Ничего не делаю, пусть будет, как будет.
16. Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?
1. Еду на дачу, как было договорено.
2. Не еду, конечно.
3. Спрошу друга, что скажет.
17. Вы решили завести собаку. Что вас устроит?
1. Бездомный щенок.
2. Взрослый пес с известным нравом.
3. Щенок редкой породы с родословной.
18. Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?
1. Напоминаю о праве на отдых.
2. Соглашаюсь.
3. Как все, так и я.
19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?
1. Отвечаю тем же.
2. Не замечаю, это не имеет значения.
3. Разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке, но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?
1. Играю.
2. Разумеется, не играю.
3. Приятно, что хвалят, но увиливаю.
21. Задумали принять гостей. Чем озабочены?
1. Угощениями, конечно.
2. Программой общения.
3. Ничем – они же мои друзья.
22. Школу закрыли на карантин. Как реагируете?
1. Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой.
2. Создаю программу самостоятельных занятий.
3. Живу в ожидании новых сообщений.
23. Вам подарили красивую авторучку. Два парня требуют отдать им ее. Что делаете?
1. Отдаю – жизнь дороже.
2. Постараюсь убежать от них.
3. Подарков не отдаю.
24. При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?
1. Мне неудобно, слегка завидую.
2. Рад, мои достоинства от этого не уменьшаются.
3. Меня не касается, ничего не чувствую.
25. Наступает Новый год. О чем думаете?
1. О подарках, конечно, и о елке.
2. О новогодних каникулах.
3. О новом этапе своей жизни.
26. Какова роль музыки в вашей жизни?
1. Нужна для танцев.
2. Является фоном жизни.
3. Возвышает душу.
27. Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?
1. Снятся родные места.
2. Лучше, чем дома.
3. Не знаю, надолго не уезжал.
28. Меняется ли ваше настроение во время информационных телепередач?
1. Нет, если мои дела идут хорошо.
2. Да, и постоянно.
3. Не замечал.
29. Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?
1. Отбираю интересные книги, приношу.
2. У меня нет книг, ненужных мне.
3. Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
30. Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?
1. Безусловно, могу.
2. Нет, на свете так много интересного.
3. Не знаю, не считал.
31. Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?
1. У этого человека была своя выгода.
2. Повезло прославиться.
3. Глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Ориентация на личные (эгоистические интересы)
1    a    6    b    11    b    16    a    21    a    26    a
2    a    7    a    12    a    17    c    22    a    27    b
3    a    8    b    13    c    18    a    23    a    28    a
4    b    9    b    14    c    19    c    24    a    29    b
5    a   10   c    15    a    20    b    25    a    30    a
31    a
Ориентация на взаимодействие и сотрудничество
1    b    6    c    11    c    16    b    21    b    26    c
2    c    7    b    12    c    17    a    22    b    27    a
3    c    8    c    13    b    18    b    23    c    28    b
4    a    9    c    14    a    19    b    24    b    29    a
5    b   10    a   15    b    20    a    25    c    30    b
31    c
Маргинальная ориентация
1    c    6    a    11    a    16    c    21    c    26    b
2    b    7    c    12    b    17    b    22    c    27    c
3    b    8    a    13    a    18    c    23    b    28    c
4    c    9    a    14    b    19    a    24    c    29    c
5    c   10    b   15    c    20    c    25    b    30    c
31    b
Обработка результатов теста

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить исходя из следующих показателей:

•    24 балла и выше – высокий уровень;
•    14-23 балла – средний уровень;
•    13 баллов и менее – низкий уровень.

Интепретация результатов теста

Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие , сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0