Определение опосредованной групповой сплоченности (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева)

Шкалы: групповая сплоченность

Назначение теста

Данная методика предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества (3 х 7), отражающие ценностные ориентации молодежных групп.

Инструкция к тесту

Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.

Тест

1. Трудолюбие Д
2. Дружелюбие М
3. Принципиальность М
4. Сдержанность Э
5. Веселость Э
6. Справедливость М
7. Аккуратность Д
8. Общительность Э
9. Честность М
10. Активность Д
11. Исполнительность Д
12. Искренность Э
13. Порядочность М
14. Настойчивость Д
15. Организованность Д
16. Обаяние Э
17. Отзывчивость Э
18. Правдивость М
19. Приветливость Э
20. Деловитость Д
21. Скромность М

Обработка и интерпретация результатов теста

Условные обозначения:

Д – деловые качества;
М – моральные качества;
Э – эмоциональные качества.

Общие методические рекомендации экспериментатору при диагностике групповой сплоченности, ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), психологического климата:

Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по плакату, вывешенному на доске.

В опросный лист испытуемые записывают:

• 5 качеств, выбранных по первой инструкции;
• 5 качеств, выбранных по второй инструкции;
• ответы на вопросы а), б), в).

Если имеется возможность, можно опросные листы отпечатать, включая в них список качеств, первую инструкцию, пробел для записи выборов по первой инструкции, вторую инструкцию, пробел для записи выборов по второй инструкции, список из трех вопросов, третью инструкцию, оценки а, б, в.

Обработка результатов производится после выполнения испытуемым всех трех инструкций.

До эксперимента и в ходе него никакие разъяснения о задачах и содержании исследования испытуемым не сообщаются.

Методика может быть использована и для исследования производственных коллективов. В этом случае необходимо изменить формулировки вопросов в разделе «Психологический климат в коллективе», заменив слово «учеба» на «работа».

На основе полученных результатов намечаются меры по психологической коррекции того или иного коллектива.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5.

Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качеств (Д, М, Э).

• 3 балла – групповая сплоченность высокая и если Д >= 55% или Д+М >= 60%.
• 2 балла – групповая сплоченность средняя и если М < 55%.
• В остальных случаях групповая сплоченность низкая, т. е. 35% < М < 55%

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0