Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах (А.С.Чернышов, С.В.Сарычев)

Шкалы: групповая согласованность

Назначение теста

Инструкция к тесту

Прочтите особенности групповой согласованности, приведенные в трех блоках бланка экспертных оценок:

• I – наличие и качество плана;
• II – согласованность и распределение функций;
• III – соответствие совместной деятельности плану.

После этого в каждом блоке обведите кружочком одно из семи проявлений согласованности, характерное для исследуемой группы.

Тест

1. Наличие и качество плана
1. «Концептуальное» видение предстоящей совместной деятельности. Все члены группы стремятся найти рациональный вариант плана совместной деятельности, тщательно обсуждают все детали, достигают уровня «сценария».
2. Члены группы стремятся к разработке плана, обсуждают предстоящую совместную деятельность на уровне фрагментов «сценария», включающих основное содержание предстоящей деятельности.
3. Отчетливо выраженное стремление к разработке плана реализуется в выработке основных направлений предстоящей совместной деятельности, план не содержит существенных деталей предстоящей деятельности.
4. При разработке плана совместной деятельности группа ориентируется на создание новых комбинаций из числа имеющихся у группы наработок, стандартных заготовок.
5. Группа разрабатывает план совместной деятельности, используя шаблонные заготовки, не адаптируя и не корректируя их в соответствии с условиями совместной деятельности.
6. Осознавая необходимость плана, члены группы не стремятся к созданию плана.
7. Группа осуществляет совместную деятельность без планирования, деятельность складывается стихийно.
2. Согласованность и распределение функций
1. Согласованность выполняемых функций всех членов группы, каждый знает свои функции и функции других членов группы (в чем они состоят и как осуществляются).
2. При отчетливо выраженном стремлении членов группы к согласованию функций большинство членов группы ориентированы на свои функции, на их содержание и осуществление.
3. При распределении и согласовании функций члены группы акцентируют распределение функций; отчетливо проявляется интерес каждого из членов группы к своим функциям.
4. Согласование функций происходит спонтанно, члены группы не договариваются об их распределении, вследствие чего некоторые функции дублируются.
5. Расхождения между членами группы в процессе распределения и согласования функций и в процессе их реализации.
6. Осознавая необходимость распределения и согласования функций, все члены группы не пытаются осуществить это на деле.
7. Функции не согласованы, у ряда членов группы они дублируются, у других являются взаимоисключающими.
3. Соответствие совместной деятельности плану
1. Группа в полной мере реализует собственный план предстоящей совместной деятельности. При осуществлении плана группа действует гибко и в соответствии с ситуацией.
2. В процессе совместной деятельности группа незначительно изменяет план, модифицирует отдельные детали плана.
3. Группа следует плану совместной деятельности в основных чертах, изменяя детали.
4. Действия отдельных членов группы не соответствуют плану, его основному содержанию.
5. Действия большинства членов группы не предусмотрены планом совместной деятельности, складываются стихийно, в ходе осуществления деятельности.
6. Действия всех членов группы не соответствуют плану, не предусмотрены планом.
7. Вследствие спонтанных, не предусмотренных планом действий членов группы совместная деятельность дезорганизуется и распадается.

Обработка и интерпретация результатов теста

Показатели с-b-a характеризуют нарастающие позитивные тенденции в групповой согласованности.

Показатели e-f-g, свидетельствуют о прогрессировании негативных тенденций в групповой согласованности.

Показатель d является промежуточным, средним показателем групповой согласованности.

Таким образом, каждая подструктура групповой согласованности включает семь критериев, из которых три имеют положительный знак с-b-a и три отрицательный e-f-g, а промежуточный d – нейтральный, то есть каждая подструктура оценивается по 7-балльной биполярной шкале.

Баллы начисляются по следующей схеме: за выбор ответа a начисляется 7 баллов, за ответ b – 6 балов, c – 5 баллов, d – 0 баллов, e – 3 балла, f – 2 балла и ответ g получает – 1 балл. Для обобщения экспертных оценок необходимо сначала суммировать индивидуальные показатели, а затем определить усредненный результат.

• Можно полагать, что высокому уровню групповой согласованности как на уровне каждой из подструктур, так и на интегративном уровне будут соответствовать показатели в 5,5 – 7 баллов,
• среднему уровню – 3,6 – 5,5 балла;
• о преобладании неблагоприятных тенденций в групповой согласованности можно судить по показателям от 3,5 до 2,6 балла;
• крайнему уровню неблагоприятности в групповой согласованности соответствуют показатели от 2,5 до 1 балла.

На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный анализ групповой согласованности по всем исследуемым подструктурам.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова





0