На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Взрослых
Методика Климат (модифицированный вариант методики Б.Д.Парыгина)
Шкалы: психологический климат
Назначение теста
Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат в коллективе.
Инструкция к тесту
Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине (обведите ее кружком).
Значения оценок:
• 3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
• 1 – проявляется достаточно, чтобы его заметить;
• 0 – противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно заметно или проявляются оба в одинаковой степени).
Оценки с «+» относятся к левой части таблицы, с «-» – к правой.
Тест
- - - + + +
3 2 1 0 1 2 3
В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения.
|
Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой. |
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение.
|
Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. |
В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться.
|
Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к коллективному труду. |
Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами. | Наблюдается стремление обособиться от других коллективов. |
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.
|
Группировки конфликтуют между собой. |
Членам коллектива нравится бывать вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время.
|
Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах. |
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие у всех.
|
Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство. |
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.
|
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов. |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.
|
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других. |
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного».
|
В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. |
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные.
|
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его представителей. |
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.
|
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность. |
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. |
В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. | Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители. | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).
Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами – ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные – коричневым, синим, зеленым.
Источники