Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л.Ребекка)

Шкалы: физические ощущения в процессе обучения и работы, общение, обращаение со своими индивидуальными способностями, подход к работе, оперирование идеями

Назначение теста

Методика ориентирована на определение разнообразных когнитивных способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО – аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого для вас когнитивно-деятельностного стиля.

Инструкция к тесту

В каждом из пяти пунктов предлагаемой программы обведите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к интерпретации результатов АОСО.

Общее время работы с текстами методики не должно превышать 30 мин. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ запоминания.

• 0 – никогда;
• 1 – иногда;
• 2 – очень часто;
• 3 – всегда.

Тест

Тип деятельности № 1 .

Мои физические ощущения в процессе обучения и работы

1. Я запоминаю материал лучше, когда записываю его.
2. Я делаю множество записей.
3. Я зрительно помню картины, слова, цифры.
4. В процессе обучения я предпочитаю видео и телевидение всем другим средствам масс-медиа.
5. Читая, я подчеркиваю для лучшего запоминания.
6. Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый материал для запоминания.
7. Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я выполняю.
8. Посторонние шумы раздражают меня во время занятий.
9. Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят.
10. Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах.
11. Я запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух.
12. Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая.
13. Мне необходимы устные наставления к упражнениям.
14. Восприятие на слух помогает мне думать.
15. Я люблю учиться и думать под музыку.
16. Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит.
17. Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили.
18. У меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку.
19. Я легко распознаю людей по голосам.
20. Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю.
21. Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения к нему.
22. Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.
23. Я шевелю губами, когда читаю «про себя».
24. Я не люблю заниматься за партой и по возможности избегаю этого.
25. Я нервничаю, оставаясь долго без движения.
26. Я думаю лучше, если нахожусь в движении
27. Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию.
28. Мне нравится строить, моделировать.
29. Я люблю проявлять физическую активность
30. Я с удовольствием коллекционирую открытки, моменты, марки и т. д.

Тип деятельности № 2 .

Мое общение

1. Я предпочитаю работать и учиться в коллективе.
2. Я легко нахожу новых друзей.
3. Я люблю быть в обществе людей.
4. Я легко заговариваю с незнакомыми мне людьми.
5. Мне нравится быть в курсе новостей о других людях.
6. Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках.
7. Общение с людьми заряжает меня энергией.
8. Я с легкостью запоминаю имена людей.
9. У меня много друзей и знакомых.
10. Я налаживаю свои личные связи повсюду, где бы я ни был.
11. Я предпочитаю работать и учиться в приватной обстановке.
12. Я довольно стеснительный.
13. Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби.
14. Большинство людей мало что знают обо мне.
15. Окружающие считают меня малообщительным человеком.
16. Я не разговорчив в обществе.
17. Скопление народа меня угнетает.
18. Общение с новыми людьми нервирует меня.
19. Я по возможности избегаю вечеринок.
20. Я с трудом запоминаю имена новых знакомых.

Тип деятельности № 3 .

Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

1. У меня живое воображение.
2. Я с легкостью предаюсь новым идеям.
3. Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса.
4. Меня привлекает разнообразие возможностей и выбора.
5. Меня вдохновляют проекты будущего.
6. Тщательность, поступательное движение к цели утомляют меня.
7. Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее.
8. Я считаю себя оригиналом.
9. Я изобретателен.
10. Я прекрасно чувствую себя при внезапном изменении рабочего или учебного плана.
11. Я горжусь своим практицизмом.
12. Я веду себя соответственно жизненным обстоятельствам.
13. Меня привлекают здравомыслящие люди.
14. Я предпочитаю быть реалистом.
15. Я предпочитаю поступательное развитие событий
16. Мне нравится работать и учиться по намеченному плану.
17. Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям.
18. Меня утомляют размышления над скрытым смыслом понятий.
19. Я избегаю широкого выбора возможных решений.
20. Мне представляются бесполезными размышления о будущем.

Тип деятельности № 4.

Мой подход к работе

1. Я приступаю к работе немедля.
2. Я – организованный человек.
3. Я составляю план работы.
4. Я сопоставляю свои действия с намеченным планом.
5. Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке во время работы.
6. Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя.
7. Я точен во времени.
8. Заранее установленный срок окончания работы организует мой труд.
9. Мне нравится структурировать свой труд.
10. Я реализую свой план поэтапно.
11. Я спонтанный человек.
12. Я не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их.
13. Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда.
14. Я всегда тяну с окончанием работы.
15. На моем рабочем столе всегда «творческий» беспорядок.
16. Мне думается, что заранее установленный срок окончания работы – искусственное и бесполезное ограничение.
17. Я – человек широких взглядов.
18. Я уверен, что удовольствие от процесса работы – важнейший компонент.
19. Меня расстраивают установленные расписание или режим работы.
20. Внезапно изменяя план, я прекрасно себя чувствую.

Тип деятельности № 5.

Как я оперирую идеями

1. Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям.
2. Меня удручает тщательное детализирование.
3. Я игнорирую детали, представляющиеся мне неуместными.
4. Мое видение объемно.
5. Я легко обобщаю информацию.
6. Я легко перефразирую других.
7. Я быстро схватываю суть мысли.
8. Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без деталей.
9. Я легко собираю в целое(синтезирую) отдельные факты.
10. В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции.
11. Я предпочитаю подробные ответы коротким.
12. Детализируя информацию, я с трудом ее обобщаю.
13. Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов информации.
14. Мне нравится делить общую идею на составляющие части.
15. Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт.
16. Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы.
17. Мои конспекты подробны.
18. Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в ней деталей.
19. Я всегда больше сосредоточен на особенностях предмета, чем на общем представлении о нем.
20. На пересказ или объяснение у меня всегда уходит много времени.

Обработка и интерпретация результатов теста

Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.

Тип деятельности 1 . Мои физические чувства в процессе обучения и работы

• Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог (зрение).
• Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог (слух).
• Сложите ваши отметки с 21-й по 30-ю позиции, запишите итог (кинестетика).

Обведите наибольший результат; если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Обведите все три показателя, если разница между ними составляет не более 2 очков. Полученный итог – показатель вашего наиболее работоспособного чувства.

Тип деятельности 2 . Мое общение

• Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог (экстраверт).
• Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог (интроверт).

Обведите наибольший результат. если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Итог – показатель вашего стиля общения.

Тип деятельности 3 . Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями.

• Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог (интуитивные).
• Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог (логические).

Обведите наибольший результат; если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Итог – показатель ваших индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.

Тип деятельности 4 . Мой подход к работе

• Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог (жестко регламентированный подход).
• Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог (нерегламентированный).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Итог – показатель вашего индивидуального подхода к работе.

Тип деятельности 5 . Как я оперирую идеями

• Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог (синтез).
• Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог (анализ).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Итог – показатель вашего индивидуального стиля мышления.

Интерпретация результатов теста

Тип деятельности 1 . Мои физические чувства в процессе обучения и работы.

В познавательной деятельности (Пд). Если вы – человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных средств (видео, книги). Если вы человек с преимущественно слуховым восприятием, в процессе обучение вы стремитесь к разговорной и слуховой активности (дискуссии, лекции, пластинки). Если наиболее развитым у вас является кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в непосредственном контакте с предметами обучения (игры, моделирование, практические эксперименты).

В профессиональной сфере (Пс). Человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки) . Воспринимая действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая совещания и указания. Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса (работа за компьютером), строительства, моделирования.

В повседневной жизнедеятельности (ПЖд). Если два, а тем более все три рассматриваемых чувства у вас хорошо развиты, вы гибко варьируете ими на широком поле вашей разнообразной деятельности

Тип деятельности 2 . Мое общение

ПД . Если вы экстраверт, вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). Если вы интроверт, вы и в учебе стремитесь к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого.

ПС . Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания). Если вы интроверт, вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого.

ПЖд . Если разница между показателями по экстра- и интровертированности небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и не зависимо от окружающих.

Тип деятельности 3 . Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

ПД . Если вы интуитивно мыслящий человек, вы ориентированы на будущее, легко распознаете основополагающие принципы предложенной темы, любите свободно размышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если вы логически мыслящий субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей, ваше восприятие действительности всегда реально.

ПС . Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать творческие планы на будущее. осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты) в вашей производственной деятельности. Если вы предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса (статистика, экономика).

ПЖд . Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от интуитивного к логическому способу освоения действительности.

Тип деятельности 4 . Мой подход к работе

ПД . Если вы предпочитаете жестко регламентированный режим работы, значит, вы сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируете свой труд, от задания к заданию приближаясь к его завершению. Если вы, напротив, предпочитает учиться без строгих ограничений режима, следовательно, вас вдохновляет сам процесс обучения – познание нового, интересного. Но вы расслаблены во время занятий и вас не очень заботят формальные правила или лимит времени.

ПС . Если показатель вашего стремления к регламентируемому труду очень высок, это означает, что вы структурируете производственный процесс, ориентированы на его результат, стремитесь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Вы – серьезный работник, не хотите и не можете относиться к работе как к игре. Если, напротив, согласно вашему показателю, вы предпочитаете нерегламентированный труд, значит, вы избегаете жесткого подхода к рабочей проблеме, вы расслаблены, вам нравится сам процесс обработки информации, вы не стремитесь к структурированию рабочей темы. Вас не сильно заботят лимит времени или руководящие указания.

ПЖд . Если разница между показателями незначительна, вы балансируете между жестко регламентированным и нерегламентированным подходами, вы свободны в рамках заданной структуры учебного или производственного процесса и можете выйти из них без особого стресса.

Тип деятельности 5 . Как я оперирую идеями

ПД. Если вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов и понятий излагаемой темы. Если вы, напротив, аналитик, то вы сосредоточены на частностях, их противопоставлении и логическом анализе.

ПС . Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах производственного процесса, вас не заботят его детали. Если вы аналитик, то не представляете общей картины производства, логически анализируете все частности и детали.

ПЖд . Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими категориями и логическим анализом частностей.

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ





0