Методика исследования активности мышления (И.М.Лущихина)

Шкалы: активность мышления

Назначение теста

По мнению автора этой разработки, И.М.Лущихиной, активность мышления является такой характеристикой, которая показывает способность индивида использовать свой интеллектуальный потенциал, свои мыслительные способности для достижения конкретных целей, задач. Таким образом, уровень развития активности мышления отражает способность решать интеллектуальные задачи, при этом во внимание берутся не интеллектуальные способности, а скорее динамические характеристики особенностей протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость.

Под беглостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя метод перебора: то есть нахождения правильного ответа, варианта решения путем отсеивания неправильных ответов, неподходящих вариантов решений. Под гибкостью понимается способность человека решать интеллектуальные задачи, используя трансформацию абстрактных объектов (слов, образов) в операбельный вид, нахождение новых ассоциативных связей абстрактных объектов между собой. В зависимости от того, какие объекты перебираются трансформируются, ассоциируются – слова или образы – говорят о вербальных беглости и гибкости и об образных беглости и гибкости.

Тест

МИАМ (Методика исследования активности мышления) делится на четыре субтеста.

1-й субтест: вербальная беглость. Испытуемого просят за одну минуту написать как можно больше женских имен, начинающихся на «С» (второй вариант – мужские имена на «С»). Имена не должны дублировать друг друга: например как «Саша» и «Саня». Можно использовать редкие и «заграничные» имена. Если экспериментатору какое-либо имя незнакомо – необходимо спросить испытуемого о происхождении этого имени.

Нормой является 6-7 написанных имен.

2-й субтест: образная беглость. Испытуемому предъявляется набор из двенадцати окружностей (диаметром около 2 см). Перед ним ставится задача за одну минуту дорисовать как можно к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с водоемами (другой вариант – с продуктами питания). Рисунок не должен располагаться полностью внутри окружности – окружность должна являться составным элементом рисунка. Сразу после выполнения испытуемым задания необходимо удостовериться, что все рисунки соответствуют требованиям. Если экспериментатору непонятен смысл изображенного, то он спрашивает у испытуемого.

Норма: 4 рисунка.

3-й субтест: вербальная гибкость. Испытуемому предъявляется набор из четырех букв: «ЯПТО» (другой вариант – «ДМИР»). Перед испытуемым стоит задача за одну минуту написать как можно больше предложений по следующим правилам:

• предложение состоит из четырех слов;
• первое слово начинается на «Я», второе – на «П» ит.д.;
• слова не должны повторяться;
• предложение может быть бессмысленным, но слова должны между собой быть связанными (пример: «Яйцо полетело творить обструкцию»).

Норма: 4 предложения.

4-й субтест: образная гибкость. Испытуемому предлагается за одну минуту нарисовать как можно больше рисунков с использованием определенных элементов. Данные элементы (либо два крючка, либо «корона») могут быть изменены по размеру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз, но форма их меняться не должна. Еще одно требование: рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактных линий, фигур. Сразу после выполнения задания экспериментатор должен уточнить возможные неясности: что изображено на рисунке испытуемого, где именно сокрыты задающие элементы.

Норма: 4 рисунка.

Обработка и интерпретация результатов теста

Источники

Реклама

Помогите детям

Курсовые, дипломные работы по психологии на заказ

Блог Сергея Кивинова



 

0